Дерматоскопия родинок, бородавок и папиллом

Дата создания: 12.01.2024

Автор статьи:

Что такое паспорт кожи, кому он нужен и зачем?

Это так называемая карта кожи, на которой отображены, пронумерованы и проанализированы компьютером все новообразования: в первую очередь речь идет о пигментированных — проще говоря, о родинках. Пациента фотографируют специальной техникой в четырех проекциях: спереди, сзади и по бокам, картинка анализируется, каждое образование описывается, определяется степень риска или наличие у него патологических изменений, если наблюдения ведутся в динамике.

Степень риска чего? Меланомы? Насколько в России, стране не самой солнечной, распространено это заболевание?

Если говорить о солнце, в Африке и в странах Средиземноморья меньше случаев меланомы, чем в странах Скандинавии. И этому есть логическое объяснение. Мы говорим о преобразовании родинок, но не каждая родинка — предвестник меланомы. Существует миф, что, если поранить или еще как-то воздействовать на родинку — например, солнечным излучением, — обязательно возникнет рак. Это вовсе не так. Озлокачествление происходит, если есть мутация генетического материала, если в ядре клетки меняется ДНК. Тогда из родинки, в этом случае она называется диспластический невус, может развиться меланома. Непрофессионал не отличит такую родинку от обычной, эти родинки есть не у каждого, и, более того, даже если у человека есть диспластический невус, то не факт, что из него разовьется меланома.

Возвращаясь к солнцу: почему же в Африке и странах Средиземноморья меньше случаев меланомы, чем в Европе.

В нашей коже есть отдельные клетки — меланоциты, содержащие пигмент меланин, которые не скапливаются в виде родинок, а просто рассеяны по коже. Их ферментная система реагирует на солнечные лучи: выбрасывается пигмент и появляется загар. Но в отличие от родинки, которая находится на теле постоянно, загар проходит. То есть эти клетки — своего рода защитный экран, появляющийся под воздействием ультрафиолета. Для того чтобы у светлокожего европейца появился такой экран, ему нужно быть на солнце, загореть или даже обгореть. А у лиц с шестым типом кожи (африканцы) или пятым (пакистанцы или индусы) этот защитный экран существует от рождения. Соответственно, у финна или шведа та же родинка будет более уязвима, потому что в ее окружении нет защитных элементов, поглощающих ультрафиолетовые лучи.

Получается, загар является и проявлением активности клеток, содержащих меланин, и одновременно их защитой?

Именно так.

Тем не менее загорать вредно?

Вредно по двум причинам. Первая: не надо испытывать организм на прочность. Ультрафиолет провоцирует изменения генетического материала в предрасположенных к этому родинках. Загар, конечно, смягчает его воздействие, но у защитной функции тоже есть определенный ресурс. Вы мне скажете: «А как же африканцы?» Так я и не говорю, что у африканцев не бывает меланомы — бывает, просто реже. Вторая причина — иссушение кожи. Ультрафиолет очень плохо действует на эластические волокна, есть даже такое заболевание, солнечный эластоз, изменения, которые возникают под влиянием солнечных лучей. Дерма, каркас нашей кожи, состоит из коллагеновых и эластических волокон, и если первые практически не реагируют на солнечные лучи, то вторые под их воздействием ослабевают. А слабый каркас — это более дряблая, обвисшая, морщинистая кожа. В советских учебниках была даже описана «шея колхозника»: мощные ромбовидные глубокие морщины на открытом участке тела, типичный солнечный эластоз.

Каждый должен озаботиться паспортом кожи?

Не должен, а может. Это не обязательно, но желательно. В какой-то степени это сродни диспансеризации: вы же ходите к определенным специалистам с определенной частотой, к кому-то раз в год, к кому-то раз в три года. Это дает некоторую гарантию, что отклонения от нормы будут выявлены на той стадии, на которой они поддаются лечению. Паспорт кожи — новинка, он у нас появился совсем недавно, в октябре 2017 года. За рубежом где-то его предлагают, но я не слышал, чтобы его делали вот так системно. Наши дерматологи и онкологи говорили о нем давно, какой-то из отечественных институтов занимался разработкой аппаратуры, но вот появился немецкий аппарат FotoFinder. Он установлен у нас и мы пропагандируем идею составления паспорта кожи.

В каком возрасте вы рекомендуете пройти эту процедуру?

К сожалению, меланома достаточно молодая опухоль: бывает, 20-летний парень позагорал в Египте — и у него произошло перерождение родинки. Так что чем раньше составляется паспорт кожи, тем лучше. Если у вас множественные родинки, можно повторить процедуру через год или два: посмотреть динамику, выявить новые образования или зафиксировать изменение старых. Ведь паспорт кожи позволяет осмотреть все родинки. Недавно здесь был пациент, у которого их 1169, такое количество не сможет осмотреть ни один дерматолог.

При этом я совершенно не призываю всех бежать делать паспорт и обновлять его каждый год. Если при первичном обследовании не выявлено ни одного образования — предшественника меланомы, то несколько лет можно спать спокойно. Но вот если найден диспластический невус, а тем более несколько, мы бы настоятельно рекомендовали пройти эту процедуру.

Наши пациенты делятся на три группы: первая — без подозрительных образований на коже, вторая — диспластических невусов один или два, здесь мы можем предложить их удаление. Как говорят немецкие дерматологи, «лучше больше шрамов, но меньше могил». Не хочется удалять — приходи каждый год, обследуйся. Третья группа — множественные диспластические невусы. Конечно, их можно постепенно вырезать, но это не всегда комфортно пациенту, некоторые говорят: «Давайте там и тут уберем, а остальные будем наблюдать». Важно понимать, что здесь мы говорим о разнице в рисках: если у вас не одно, а десять таких образований, риск возникновения меланомы возрастает в 12 раз.

Что такое паспорт кожи, кому он нужен и зачем? Это так называемая карта кожи, на которой отображены,... 11.06.2024